VT Hiking - шаблон joomla Видео

 

 

Фольклорные экспедиции  «Учебно-методического центра культуры и народного творчества Забайкальского края»:  проблемы  исследования и сохранения.

А.В.Авдеева,

Н.П.Решта

 

 

Annotation: This article deals with the problem of saving of the unique Transbaikalian semeiskiye’s culture. During many years, Transbaikalian Centre of folk culture researches takes expeditions in many districts of the region. Nowadays the Centre creates the great archive of folklore expedition’s materials upon which this article is based.

 

 

  Государственное учреждение культуры «Учебно-методический центр культуры и народного творчества Забайкальского края» осуществляет широкий спектр деятельности, в который входит обобщение всей поступающей из учреждений культуры муниципальных районов информации, ее всесторонний анализ, регулярный мониторинг проблем и потребностей учреждений отрасли на местах, ведётся обширная методическая и издательская деятельность.

Однако приоритетными являются задачи фиксирования, сохранения и изучения традиционной культуры Забайкальского края, осуществление в современных условиях преемственной связи поколений. Для выявления степени трансформации и бытования сохранившихся образцов фольклорного наследия осуществляются этнографические экспедиции в районы края. Для сотрудников отдела традиционной культуры центра важно проанализировать, насколько сохранены в быту образцы фольклора. Предметом изучения являются краеведение (история заселения, возникновения населенных пунктов, их названия), песенная традиция, народная хореография, семейно-бытовые и календарные обряды, народные игры, народные приметы, народное зодчество, декоративно-прикладное творчество. Собиратели делают аудио- и видеозаписи как отдельных исполнителей, так и певческих ансамблей. Основными методами исследования являются методы интервьюирования, видео-фотофиксации. При проведении экспедиционной работы в исследуемых районах акцент делается на изучение локальной традиции той или иной этнической группы, проживающей в населённом пункте. 

  В настоящее время архив отдела традиционной культуры ГУК «Учебно-методический центр культуры и народного творчества Забайкальского края» составляют аудиокассеты с 2676 образцами народной традиционной культуры, из них 2347  песен и 329 репортажей об обрядах, праздниках, играх. В фонде центра хранятся 42  видеокассеты, на которых зафиксированы элементы  игрового фольклора, народной хореографии, традиционного костюма, проведение различных народных праздников и фольклорных фестивалей народов Забайкальского края.

    В последние годы постоянно обсуждаются вопросы архивной систематизации полевых фольклорных материалов. Всплеск интереса к этому вопросу вызван необходимостью перехода к электронным формам хранения и, следовательно, необходимостью разработки, с учетом компьютерных возможностей, новых поисковых систем, вытекающих из природы самого фольклора.

        Положительным является тот факт, что специалистами отдела ведется целенаправленная работа по оцифровке собранных в экспедициях материалов, а именно: записи с аудио- и видеокассет переводятся на электронные носители (CD и DVD диски), что обеспечивает их более длительную сохранность и качественное воспроизведение. На настоящий момент обработано более 25% архива. Так как качество материалов на  аудио- и видеокассетах достаточно низкое из-за давности записей, специалисты центра обрабатывают их с помощью компьютерной программы «Adobe Audition». После обработки образцы устного и музыкального фольклора расшифровываются, нотируются и издаются.

    Центром проводится огромная работа по выпуску методической литературы. Сотрудниками  систематически выпускаются сборники из серий: «По следам экспедиций» и «Вопросы традиционной культуры», в которых печатается собранный материал с фотографиями, расшифровками песен и репортажей, историческими справками тех районов, в которых были проведены этнографические исследования. Уже обработаны и изданы материалы экспедиций  таких районов Забайкальского края, как Ононский, Нерчинско-Заводский, Нерчинский, Кыринский, Оловяннинский, Акшинский, Хилокский, Красночикойский, Шелопугинский, Тунгокоченский, Калганский, а также г. Лабудалин (КНР). 

Однако, наиболее интересной, на наш взгляд, является традиция Красночиойского района, место компактного проживания семейских, где записано наибольшее количество песен.

Семейские Восточного Забайкалья – самобытная этноконфессиональная группа русских, хранящих в своей культуре многие черты, отличающие их от других групп русского населения: некоторые особенности ведения хозяйства (хлебопашество, охота, выращивание и применение в быту конопли), приверженность к традиционной одежде, сохранение и изготовление в быту предметов утвари (самопрялки, берестяные туески, глиняные горшки, ткацкие станки и т.д.). В духовной культуре широкое распространение получили народные формы обрядности с ярко выраженным мифологическим характером, сохранение фольклорных жанров устного народного творчества, языка и пр.

   Общеизвестно, что особое место в культуре семейских занимает песенное творчество. Именно поэтому народная песенная культура семейских, наряду с другими феноменами мировой культуры, в 2003 году объявлена ЮНЕСКО достоянием мирового культурного наследия.

В сёлах Красночикойского района, песенная традиция выполняет функцию обеспечения социокультурной преемственности. Песня в исторической судьбе семейских всегда занимала первостепенное место, будь то духовный стих или протяжная многоголосная лирическая песня. Она в исполнении потомков старообрядцев всегда звучит особенно и завораживающе.

   По нашим наблюдениям, во всех селах традиционным является ансамблевое пение (от 5 до 12 человек). Сольное пение, за исключением частушечных жанров, непопулярно на Чикое.

   В ходе этнографических экспедиций выявлены особенности исполнения семейской песни. Жители с. Архангельское (Кочён) Красночикойского района Сетова Анна Ермолаевна и Негодяева Акулина Игнатьевна учили, что при пении необходимо постоянно импровизировать, «уходить друг от друга, не прилепляться». Слушать надо рядом стоящих и верхний голос. Таким образом, мы поняли, что группа поющих делится на более мелкие, где каждый ведёт индивидуальную, самостоятельную партию. При этом большое внимание надо уделять и цепному дыханию: «песня должна виться, блестеть, но не рваться» [1, С.184].

   Словесный текст незнакомой песни во время пения не разобрать из-за вставных слогов, гласных звуков и даже целых слов. Дополнительные оттенки в исполнении песни привносят словообрывы, но зато музыкальное звучание ее приобретает особую окраску, неповторимую красоту.

    Наибольшее количество песен записано в селе Укыр. Здесь активно бытуют преимущественно протяжные лирические («тяжелые» по местной терминологии) песни любовного содержания: о тоске по милому, разлученному, о печали девушки, которую мать «на горе родила, худой долюшкой наделила», о её тоске по родному дому, о браке не по любви, а по велению [2, С.152].

История собирания и изучения фольклора семейских Забайкалья имеет давние традиции. Более или менее планомерное собирание фольклора Забайкалья началось во второй половине XIX века [3, С.77-85]. Всё же, по свидетельству М. Азадовского, исследователя фольклора и этнографии русского старожилого населения Сибири, в досоветский период специальные фольклорные экспедиции не проводились [4, С.111-119].

Анализируя периодическую печать можно отметить, что в Читинской области сбор фольклорного материала начат в 1940 году [5].

Известно, что в 1957 - 68 годах состоялись фольклорные экспедиции Дома народного творчества в Красночикойский район, место компактного проживания потомков семейских [6]. В экспедиции 1957 года принимали участие Шевяков А., Волков В., Аверьянов Л., Толстихин И., Лисин Н. Результатом стал сборник «Поёт урлукский хор». К сожалению, часто работы записаны в интерпретации собирателей. Этот сборник содержит песни, многие из которых записаны под баянный аккомпанемент, что не позволило сохранить особенности музыкальных текстов.

В 1967-е – 70-е годы в этот же район осуществлены экспедиции фольклорной группой Читинского педагогического института. Её участники побывали в сёлах: Фомичёво, Красная речка, Гремячее, Байхор, Шинки, Маргентуй, Котый, Архангельское, Красный Чикой, Жиндо, Урлук, Усть-Урлук [7, С.57].

Летом 1993 года сотрудниками Областного центра народного творчества и досуга (ОЦНТиД) была организована этнографическая экспедиция в Улётовский район. Семейские данного района относительно компактно проживают в селах Новосалия, Дешулан и близлежащих к ним: Ленинск, Николаевское. Переселившись сюда из Красночикойского района, семейские жили рядом с различными группами старожилого населения, имеющими свою особенную культуру, язык (заметно влияние украинской речи). Остаются в памяти старообрядцев те же песни, которые пользуются особой популярностью на Чикое, а некоторые жанры фольклора здесь сохранились даже лучше.

В 1997 году от Российского гуманитарного научного фонда были получены средства на проведение экспедиционного исследования по теме «Традиционная культура семейских Чикоя» (рук. Ильюшенкова Л.Н.). В составе экспедиции были сотрудники ОЦНТиД, лаборатории экологии традиционных культур Забайкальского гуманитарного педагогического университета (ЗабГПУ), отдела литературы и фольклора института общественных наук Бурятского национального центра Сибирского отдела Российской академии наук (БНЦ СО РАН) г. Улан-Удэ. Исследованы сёла: Архангельское (Кочён), Конкино (Катанцы), Хилкотой, Урлук, Альбитуй, Мостовка, Байхор, Гремячее, Средний Шергольджин. Записано 400 фольклорных текстов, множество рассказов об обрядах и празднованиях, сделаны видеозаписи [8, С.48]. Но, к сожалению, при работе в архиве центра, копии собранных образцов фольклора не обнаружены. 

В 2002 году в Красночикойский район выезжала экспедиция, участниками которой являлись Зенкова Т.М., Ильюшенкова Л.Н., Рябова Л.С, Игнатенко А.П.  Побывали в сёлах: Красном Чикое, Малоархангельском, Фомичёво, Барахоево, Архангельском, Байхор, Нижнем Нарыме, Укыре, Мензе, Шонуй, Урлуке, Верхнем Шергольджине, Бурсамоне, Котый. Записано множество песен и интервью с исполнителями. Выявлены неизвестные носители традиционной культуры в с. Фомичёво певческий ансамбль, сохранивший не только традиции семейского распева, но и представивший ранее не зафиксированные фольклористами, народные песни.

С 22 по 30 июня 2005 года была организована экспедиция в Кыринский район. Семейские, проживающие в настоящее время на территории Кыринского района  (по их рассказам), пришли из Красночикойского района (с. Укыр, с. Фомичёво, с. Красный Чикой и др.). Шли через Сохондинский голец, кто-то принудительно, кто-то добровольно - на свободные земли.

За время экспедиции было обследовано 10 сел. В сёлах Билютуе, Былыре, частично Кыре была исследована культура семейских. В результате работы экспедиции собран интересный музыкально-этнографический материал, опрошено около 70 информаторов по различным направлениям. Собрано более 40 образцов песен (из них 1 шуточная,  1 колыбельная, 1 плясовая, 2 щедровки, 1 славление, 7 солдатских, 4 тюремных, 10 лирических, 15 жестоких романсов, частушки). Записано 22 инструментальных наигрыша, из них 7 гармошечных, 15 балалаечных, а также 3 вида строя игры на балалайке (балалаешный, гитарный, минорный (бандурный)); фольклорная хореография – 4 танца («Во лузях», «Подгорная», «Звёздочка», «Ступочка» – парный перепляс). Фиксировались легенды, образцы устного немузыкального фольклора (7 быличек, 3 приговорки, 2 сказки, 1 байка-анекдот). Из материальной культуры зафиксированы: старинная утварь, церкви, плиточные надгробья, народное зодчество, образцы декоративно-прикладного творчества (рукоделие); в с. Мордой – выявлено бытование элементов фольклорного театра (театр живого актера).

До сегодняшнего дня в селе Билютуй, где проживают потомки старообрядцев, сохранилась женская парная пляска «Ступочка», «Кадриль», четвёра «Подгорная», восьмёра «Звёздочка», плясовая под песню «Во лузях». При исследовании других сел Кыринского района подобные танцы не встречались. В большинстве сел, танцевальная традиция просто исчезла, т. к. не была востребована, в памяти информаторов остались только названия бытовавших ранее танцев. Эта традиция сохранилась в крайне малом объеме, которая, к сожалению, уходит из бытования.

Что касается семейской песенной традиции: она сохранилась в небольшом объеме. В репертуаре преобладают такие жанры как жестокий романс, поздние лирические песни, частушки, записано несколько интересных песен, бытующих только в Кыринском районе (с. Кыра, с. Былыра, с. Ульхун-Партия).

В качестве одного из аспектов реализации реконструктивного и образовательного направлений деятельности, является существование фольклорного ансамбля «Живая старина». Создателем и бессменным руководителем его является директор центра  Т.М. Зенкова, кандидат культурологии, заслуженный работник культуры РФ и Читинской области. Основная идея ансамбля заключается в сохранении и трансляции аутентичной культуры семейских Забайкалья.  Ансамбль стал творческой лабораторией по апробации и внедрению в практику проектных моделей, новых технологий «погружения» в народные традиции, как Забайкальского края, так и других регионов России. В его репертуаре  около ста лучших образцов традиционной культуры Забайкальского края, Сибири и других регионов.

       Основным принципом работы фольклорного коллектива является постоянный контакт с этнографическим первоисточником – с экспедиционными записями, а также, по возможности, общение с самими носителями традиции. 

В основе репертуара «Живой старины» лежат уникальные песни семейских Забайкалья (большинство песенных образцов записано сотрудниками отдела традиционной культуры в разное время в ходе музыкально-этнографических экспедиций по районам Забайкальского края); исполнение фольклорных песен и костюмы исполнителей полностью соответствуют подлинной традиции. Коллектив успешно представлял самобытную традиционную культуру Забайкальского края на фольклорных фестивалях, в т.ч. в других регионах России. Помимо этого, он проводит в общеобразовательных учреждениях и детских садах г. Чита концерты, игровые программы на основе народного календаря, т.е. пропагандирует фольклорные традиции Забайкалья.

Таким образом, традиционная культура народов Забайкалья представляет уникальное и самобытное этнокультурное явление в истории и культуре России. Специалисты центра, продолжая заниматься выявлением носителей народной традиционной культуры,  ее фиксацией и сохранением, вкладывают в эту деятельность  важность патриотического воспитания, гордости за свой край.    

 

 

Библиография:

 

1. Зенкова Т.М. Проектная модель деятельности по сохранению и развитию песенной культуры семейских / Традиционная культура: Региональный аспект. Сборник статей. – М.: Прометей. 2005. – 184 с.

2. Зенкова Т.М. Народная традиционная культура семейских Восточного Забайкалья: история и современность: учебное пособие. – Чита: Экспресс – издательство, 2010. 152 с.: ил.

3. Осипова В.Д. Собиратели музыкального фольклора дореволюционного Забайкалья // Локальные особенности русского фольклора Сибири. – Новосибирск, 1985. – С.77-85.

4. Азадовский М. Статьи и письма. – Новосибирск, 1978. – С.111-119.

5. Гуревич А. За массовый сбор фольклора Восточного Забайкалья // Сов. Забайкалье. – 1936. – 3 июля; Собирайте фольклор Забайкалья // Заб. рабочий. – 1940. – 25 сент.; Фольклористы Забайкалья // Заб.рабочий. – 1940. – 30 авг.; Народное творчество Забайкалья. – 1949. – 20 окт.

6. Кузнецов А. В Чикой за песнями // Комс. Забайкалья. – 1968. – 13 нояб.; Путешествие за песнями // Сов. Культура. – 1970. – 15 авг.

7. Левашов В.С. современное состояние фольклора в Красночикойском районе // Проблемы краеведения. – Вып.6. – Чита, 1972. – С.57.

8. Кляус В.Л. Экспедиция к семейским Чикоя // Живая старина. – 1998. - №2. – С.48.

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика

Министерство культуры